Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области
"Гатчинская клиническая межрайонная больница"

Компьютер - друг или враг? / М.Г. Шестакова психолог ОМСП для детей и подростков детской поликлиники ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ"

Информация » Профилактика » Статьи

Компьютер -  друг или враг?

         Интенсивное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современных детей.  Огромный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на здоровье и воспитание  современных детей и подростков.  Существенно преобразилась и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе различные возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

На настоящий момент растет количество подростков, умеющих работать с компьютерными программами, а играть в компьютерные игры умеют даже дошкольники.  С несомненно полезным  значением компьютеризации следует отметить вредные последствия этого процесса, влияющего на социально — психологическое здоровье детей и подростков.

Вредным  последствием этого процесса является так называемая компьютерная зависимость.   По мнению психологов, эту вредную привычку можно назвать эмоциональной «наркоманией», вызванной техническими средствами. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Компьютерные игры и их роль в воспитании личности огромна, но обычно недооценивается. Исследователи, которые хотя бы раз столкнулись с этой проблемой, обычно остаются под ее впечатлением долгое время. Например, американские исследователи, М. Коул, Ш. Текл, изучавшие в 90-е годы влияние компьютерных игр на детей, назвали электронные игры — «воспитателями, не имеющими себе равных».

Компьютерная зависимость (как и любая другая) — форма ухода от реальности! А реальность наша очень многогранна, в ней есть радость, любовь, победа, но не только это… Реальность  может быть  отчасти неприятной, травмирующей,  непредсказуемой,. В реальности приходится строить отношения с разными людьми — и с симпатичными нам, и не очень. В реальности есть  конфликты и разочарования, огорчения, боль и горькие потери. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь — идеальный выход. Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости.

Основными критериями, определяющими начало компьютерной зависимости, можно считать следующие:

* беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения от безучастно-подавенного до эйфорически-приподнятого,

*болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы, нарастающая противостояние к родителям, старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение; * ухудшение или снижение памяти, внимания;

* снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;

* ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;

* отказ от участия в делах, которые ранее были интересны ( хобби, любимые занятия и пр.)

Компьютер, выполняет действительно широкое назначение: проигрывание музыки и радио, отображение фильмов и телевизионных каналов, отображение текстов, графических объектов и анимации, выполнение функций телефона и калькулятора, отображение и предоставление возможности изучения глобальных сетей и участия в электронных играх, а также многое другое. Таким образом, перед ребенком открывается новые сферы бесчисленного количества возможностей и интересов, которые «отключают» его от реального мира, «переключая» на себя. Психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией, и есть компьютерная зависимость. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного «Я», ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости. Зависимый ребенок настолько увлекается этим квазиобщением, что полностью «отключается» от внешнего мира, не замечая, насколько интересная, живая и красочная жизнь происходит вокруг него. Все чего жаждет этот человек – быстрее добраться до интернета и зайти на любимую страничку. Такое состояние относится к поведенческим расстройствам и лечится исключительно специалистами, так как самостоятельно больной ребенок помочь себе не в силах.

Ребенка привлекает в игре многое. Это наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;  отсутствие ответственности;  реалистичность процессов и полное отвлечение от окружающего мира;  право исправить любую ошибку путем многократных попыток;  возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.

 Единственным на настоящий момент проверенным средством помочь ребенку или подростку не оказаться в компьютерной зависимости — это заинтересовать его в дело, не связанные с компьютерами.  Важно показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и оптимизируют психологическое состояние. Одной из задач родителей  является организация досуга ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.

Прежде всего, родителям следует понимать, что избавиться от зависимости и начать жить настоящей, полноценной жизнью, можно только осознав всю пагубность своего пристрастия.

Если ваш ребенок морально готов бороться с зависимостью, то ему следует:

1. Отказаться от посещения социальных сетей. Если сразу отказаться от интернета сложно, можно прийти к этому постепенно, например, начав ограничивать посещение своего аккаунта или игры 1 часом, а затем и 30 минутами в день. Если у него не хватает выдержки, можно воспользоваться специальными программами, которые после определенного времени в сети просто блокируют выбранный сайт.

2. Будьте готовы к тому, что некоторое время ребенка будет невыносимо тянуть зайти на собственную страничку или поиграть в игры. Чтобы бороться с таким желанием надо найти  занятие, которое поможет  отвлечься от интернета. Полезен будет любой труд или хобби: рисование, конструирование, вязание или чтение книг. Эти монотонные занятия сродни медитации, так как позволяют избавиться от гнетущих мыслей, почувствовав покой и умиротворение.

3. Пусть проведет «чистку» собственной странички в социальных сетях, удалит из нее ненужные группы, которые не несут ему никакой фактической пользы, а лишь отнимают драгоценное время. Меньше групп – меньше бессмысленных новостей в ленте. Оставить можно лишь познавательные группы, которые действительно несут знания.

4. Необходимо  проредите список друзей. Удалить из него ненужных людей, которых ребенок или подросток никогда в жизни не видел, и которые просто занимают его время болтовней.

5. Больше времени -  в компании реальных друзей и знакомых. Поход в гости, выезд с родителями и друзьями на пикники, устраивайте совместные походы по магазинам или просто прогулки по городу. Буквально через пару недель реального общения  мозг очистится, и ребенок увидит, что реальный мир полон ярких красок и настоящих эмоций.

6. Займите ребенка спортом. Физические упражнения являются отличным средством, тонизирующим организм и улучшающим настроение, что важно в плане борьбы со стрессом. К тому же спорт помогает с пользой провести свободное время, которое  раньше тратилось на общение в социальных сетях. А если заниматься спортом совместно с друзьями, то ваш ребенок не только укрепит здоровье, но и получит дозу хорошего настроения от живого общения.

7. Если же все вышеописанные способы не помогают  бороться с имеющейся зависимостью, обратитесь к специалисту, который поможет найти способ вернуть вашего ребенка в реальную жизнь! Главное, это очень хотеть избавиться от зависимости! 

 

М.Г. Шестакова

психолог Отделения медико-социальной помощи для детей и подростков детской поликлиники

ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ"

^ Наверх